Зачем нам Du Soleil, если может быть Казах du Soleil?

IMG_3302.jpg

Феномен казахстанского народа, а скорее выходцев постсоветского пространства в том, что мы все падки на иностранное. Стоит только увидеть лейбл известной иностранной марки, как мы готовы опустошить кошельки и стать владельцами предмета вожделения. Но так ли хорош нашумевший иностранный продукт или пора обратить внимание на наше, отечественное.

О том, почему Казахстану не нужен Cirque du Soleil мы поговорили с первым руководителем казахского государственного цирка Даулетом Досбатыровым.


Какое сейчас состояние отечественного цирка? Посещают?

Начну с истоков зарождения казахского цирка, ему, кстати, 45 лет будет. Цирковое искусство Казахстана - это 4 стационарных цирка, которое пока только поддерживается государством. Цирк Алматы – это сердце циркового искусства, а еще это один из архитектурных памятников, который ассоциируется с Южной столицей. Здесь у нас базируется эстрадно-цирковое училище, соответственно кадров мы готовим, не отходя от цеха. У нашего цирка богатая самобытная история, целых 45 лет, у нашумевшего цирка Du Soleil 28 лет. Цирк du Soleil – это балаганная феерия, это авангард и инновации, но не классический цирк.

И все же он известен и популярен.

Безусловно, цирк популярен во всем мире, но повторюсь это не классический цирк. Цирк – это постсоветский цирк, где есть клоунада, где есть дрессура и животные. В советское время было 70 стационарных цирков, сейчас 38.

Это значит, что мало кого интересует классический цирк или почему они закрываются?

Я бы не был так категоричен, цирки интересны, пока есть маленький зритель – цирк будет жить. Они не закрываются, время меняется, на цирк смотрят как на бизнес. К примеру, монгольский цирк выкупил чемпион по сумо и сейчас там проводятся бои. Но все же классический цирк пользуется спросом, ведь нигде больше нет представлений с животными. Изначально архитектура цирка закладывалась по примеру Колизея, где проводились гладиаторские бои. Люди еще тогда приходили посмотреть на это зрелище. А Cirque du Soleil – это сцена, не манеж и опять же цирк без животных – это как кушать пластиковую рыбу. Не то.

IMG_3269.jpg

Тогда почему же они пользуются такой бешеной популярностью? А мы нет.

Du Soleil – это спецэффекты, лебедки, экраны, но самого духа цирка они не передают. Мне приходилось видеть несколько программ, они уже повторяются, им не хватает новой крови. В Cirque Du Soleil солей нет артиста, есть актеры и персонажи, наше цирковое искусство строится же на династиях. Дуровы, Куклачевы, Запашные – это все уникальная история цирка, дух сплоченности, которое передается из поколения в поколение. В DuSoleil есть спортсмены, их специально отбирают по всему миру, они год потом живут на базе, в них открывают актеров, год готовят программу. А артисты цирка тренируются каждый день, каждое выступление, номер и программа отрабатывается. Проблема Cirquedusoleilв том, что у ни нет своей труппы, уж тем более династии, кстати, 70-80 % артисты пост советского пространства. Наши кадры, наши мозги реализовывает там программы.

Почему наши не реализовывают здесь?

Цирк du Soleil– это авангард, там работают заводы, которые могут осуществить сложные технические задачи. У нас немного по-другому, мы зависим от субсидии, все упирается в деньги.

IMG_3275.jpg

Чего же нам не хватает, если финансирование есть?

У нас нужно проводить реорганизацию, но нужно ли нам репродукция. Мы не будем duSoleil, мы можем быть Казах Soleil. Сейчас Росгосцирк предлагает нам вступить в конвейер и участвовать в турне. Когда мы проводили переговоры, то нам сразу сказали, ребята у вас такая красивая культура, традиции, легенды и эпосы. Языком циркового жанра мы можем рассказать историю любви Ромео и Джульетты. Я уже ставил историю «Призрак оперы», это синтез балета и цирка. Я смог поднять артистов балета в воздух – сейчас это актуально, так мы свои чувства передаем зрителю. Цирк может быть и для взрослых, и для детей. У du Soleil в этом плане много философии, есть мимы, но у них нет клоунады, он более для взрослых. Наш цирк рассчитан для ребенка. А нам не хватает хороших продажников, маркетологов, чтобы рассказать какую красоту мы можем здесь творить.

IMG_3255.jpg

Что цирк дает детям? Не формирует ли он жестокое обращение с братьями меньшими?

Ни в коем случаи, скорее наоборот формирует любовь к животным. У нас был смешной случай, было очень жарко, убежал медведь, он искупался в озере и вернулся. Вот животные не знают, что такое воля, они привыкли, что это их дом, где кормят, заботится. И у работников цирка даже мысли нет мучить животных, они для нас как члены семьи. И это больно, когда теряешь члена семьи.

А как же безопасность?

Конечно, в цирке всегда есть риск. Но я всегда говорю «Мы падаем не для того, чтобы умирать, а для того, чтобы встать и влететь». Или тут уместна фраза Ницше «Искусство нам дано для того, чтобы не умереть от истины». Риск есть везде, должны быть те, кто будет рисковать жизнью, чтобы радовать людей. 


Автор




Краткая ссылка: http://nespi.kz/blog/946/

×
×