По щучьему веленью

Image 2.png

6 пунктов от Армана Касенова, которые скрасят ваши предстоящие выходные.  


Мать укоряет сына, ставя в пример соседского мальчишку...

- Балам, ана коршынын баласына карасашы, мектепты медальмен битыретын туры бар...

(Сынок, посмотри на ровесника своего. Он отличник, глядишь, школу на медаль закончит. Почему бы тебе не взять с него пример...)

- Ай, апа... ол педераст кой...

(Ах, мама, он же просто-напросто чудак)

...Через пять лет:

- Балам, ана коршынын баласы институт бiтiрiп, жап жаксы жумыска турды. Машина мiнiп жур...

(Сынок, соседа-то сын вон, закончил институт, устроился на хорошую работу, приобрёл машину...)

- Эй, апа, ол педераст кой...

(Ах, матушка, он же натуральный чудак...)

Ещё через пять лет:

- Балам, коршiнiн баласын карамайсын ба...Уйленiп, бала суйiп отыр, кызметы осiп, улкен бастык болды...

(Сынок, сын соседа нашего уже обзавелся семьёй, вырос по службе, стал большим начальником...)

- Эй, апа, ол педераст кой...

- Эй, шырагым, сен кашан педераст боласын?!

(Свет ты мой родный, ну а когда же ты станешь натуральным чудаком?!)

Анекдот - суть слепок культурного кода народа. Не зря мы смеемся над примитивностью и непосредственностью чукчей, восхищаемся прагматичностью евреев, поражаемся заторможенности молдаван, находчивости армян и так далее.

Сегодня мне хочется помедитировать над такой чертой казахского менталитета, как стремление к процветанию по щучьему велению, без приложения дополнительных усилий. Не знаю, откуда берутся истоки этого явления - возможно, в кочевом образе жизни, когда при определенной хватке и отсутствии форс-мажоров скот степняка размножался сам по себе и так приумножал его возможности. С давних пор отношение казахов к богатству сохранило ряд особенностей, которые с течением времени причудливым образом трансформировали их сознание и менталитет: раньше скот составлял основу процветания степняка, но его не продавали. Предпочтение отдавалось обмену или дарению. Продажа собственности была равносильна ее уничтожению. Казахи не любили продавать скот за деньги, и деньги не ассоциировались с богатством. К ним относились пренебрежительно и пользовались крайне редко. Перемещение богатства основывалось на отчуждении, обмене и дарении и носило социальный характер. Отчуждение чужого богатства (скота) не воспринималось как коррупционное преступление, наоборот, зачастую повышало статус удачливого рейдера, демонстрировало его удаль и менеджерский талант. Недостаточно просто угнать табун лошадей, нужно знать, что с ним делать дальше, где и как его пасти. Скот как основа кочевого общества, как живая энергетическая субстанция, эквивалентная деньгам, в отличие от денег, имел биологические и количественные ограничения: его нельзя было положить в банк и сохранить, его нельзя было накопить, не имея навыков скотоводства, знания местности, достаточных человеческих ресурсов. Точно так же не имело смысла обменивать скот на большое количество артефактов (золото, одежда, шелк, женщины) - при кочевом, мобильном способе существования эти артефакты попросту негде было хранить. Все эти нюансы отражались на отношении казахов к понятию богатства, достатка, престижа и статусности.

С приходом в казахскую степь Российской империи, Советского Союза и, теперь уже, капитализма нашей эры в общество внедрились присущие цивилизованным странам товарно-денежные отношения. Однако архаичные ментальные конструкции казахов не исчезли - они претерпели мутацию, непосредственным образом повлияв на их поведенческие стереотипы. Я перечислю лишь несколько мутаций, а вы, возможно, добавите несколько своих. Отмечу, что они не универсальны и не касаются всех без исключения казахов. В большей степени они касаются казахского населения из глубинки, из сельской местности, ставшего урбанизированным лишь в первом или втором поколении. Сегодня эти нео-урбанизированные казахи, отличаясь от городских большей пассионарностью, диктуют свои правила, изменяя города, традиции, культуру и взаимоотношения в современном обществе.

1381709225.PNG

Каждый казах рождается с папкой под мышкой. Казахи любят идти в милицию и акимат - туда, где сосредоточен административно-репрессивный аппарат. Распределение ценностей в кругу сородичей превалирует над созданием ценностей как таковых. Часто встречающиеся теги: #применить_силу, #отпи...дить, #спи...дить, #отобрать, #присвоить, #постановить, #обменять_новый_бордюр_на_еще_более_новый.

1381709249.PNG

По мере роста благосостояния растет автопарк богача. 10-15 автомобилей в гараже, просто чтобы было.

1381709269.PNG

Накопление денег и создание ценностей в этой сфере просто противоречит ментальной матрице казахов. Поэтому казах-продавец овощей на базаре или в ларьке может просто послать тебя куда подальше, если ты чем-то ему не понравишься: бери все подряд или проваливай! Что немыслимо среди узбеков, например. По этой же причине казахи из обслуживающего персонала очень часто выходят из себя и подвержены приступам неуправляемой агрессии. Точно так же казахи-официанты зачастую относятся к клиентам с большой долей скрытого и не очень презрения. Точно так же казахам-таксистам совершенно наплевать на комфорт пассажира: он будет подбирать попутчиков с настойчивостью удачливого грибника - деньги должны собираться легко, по щучьему велению - earn as you go.

1381709293.PNG

Казахи любят возиться с недвижимостью. Любят зарабатывать легкие деньги сдачей квартир в аренду, даже не удосужившись сделать нормальный ремонт и подготовку помещения для клиента, строительством бизнес-центров, торговых моллов. Пузырь на рынке недвижимости надули казахи. Это был настолько примитивный, доступный для понимания и эффективный способ зарабатывания денег, что многие казахи остались сегодня без штанов. Наиболее любимая казахами профессия - это профессия риелтора. Это рождение денег из ничего.

1381709312.PNG

Он создает ценности, и на этом паразитирует вся семья. Очень часто родители намеренно развивают в талантливых детях чувство вины, для того чтобы кормиться на этом простом манипулировании всю свою жизнь. Наиболее живо эта особенность продемонстрирована в фильме Жанны Исабаевой «Ойпырмай».

1381727094.PNG

Легкость, с которой казахские чиновники разбазаривают народное имущество, легко укладывается в описанную выше матрицу. Ценности не создаются кропотливым трудом - они легко выкачиваются сами собой из богатых недр и так же легко распределяются между избранными. Даже сама добыча нефти, меди, золота, металла - сосредоточена в руках иностранцев. Там же, где добычей, т.е. тяжким кропотливым трудом занимаются казахи, все время возникают трудовые конфликты: крикливые казахи, словно голодные птенцы, все время требуют еды (повышения зарплаты).


Перепечатано с KULT.kz


Автор




Краткая ссылка: http://nespi.kz/blog/979/

×
×